Лекция от психолога Елены Худышиной: Психология зависимости
00:00:06 Вступление
• Приветствие участников.
• Проверка связи и готовности к эфиру.
00:05:33 Тема эфира
• Приветствие и представление ведущей Елены Худышной.
• Тема эфира: психология зависимости.
00:06:26 Мотивы употребления
• Основные мотивы употребления наркотиков и алкоголя: любопытство, подражание, окружение, менталитет, желание выделиться.
• Эти мотивы могут перерасти в зависимость, но не у всех.
00:07:20 Девиантное поведение
• Девиантное поведение отличается от нормы.
• Стадии девиантного поведения: нарушение дисциплины, раннее курение, употребление алкоголя, хулиганство, употребление наркотиков, преступления.
00:09:30 Причины девиантного поведения
• Незрелость личности, инфантильность, непрочность увлечений.
• Слабость характера, социальный инфантилизм, незрелость чувств и привязанностей.
• Зависимые люди не самостоятельны и нуждаются в поддержке сверстников.
00:11:14 Влияние окружения
• Влияние окружения на формирование личности.
• Выбор между спортивной командой и дворовой компанией.
• Влияние лидера на ценности и поведение.
00:11:57 Формирование социально значимых установок
• В школах и семьях не формируются позитивные установки, такие как дружба, труд и ответственность.
• В прошлом эти ценности насаждались через пионерские и комсомольские организации.
• Сейчас таких структур нет, и формирование установок ложится на учителей, школы и семьи.
00:12:52 Роль семьи в воспитании
• Семья остается основной воспитательной силой, несмотря на влияние школы и улицы.
• У подростков с избытком свободного времени и отсутствием контроля за учебой и поведением, они могут примкнуть к негативным компаниям.
00:14:22 Проблемы с контролем и мотивацией
• Гиперопека и отсутствие контроля приводят к потере мотивации к учебе.
• Дети не приучены к труду и не получают необходимых навыков.
• Родители часто не могут или не хотят терпеливо обучать детей.
00:17:12 Процесс обучения и воспитания
• Обучение детей требует времени и терпения, особенно в условиях нехватки ресурсов.
• Процесс обучения включает три этапа: совместное выполнение, частичная помощь и самостоятельное выполнение.
00:18:09 Примитивный гедонизм и зависимость
• Дети, не наученные трудиться, ищут смысл жизни в удовольствиях.
• Формируется примитивный гедонизм, выражающийся в желании получать удовольствие через алкоголь, наркотики и курение.
00:20:04 Ответственность и трудности
• Зависимые люди избегают ответственности и трудностей, предпочитая отвлекаться на алкоголь или наркотики.
• Они не умеют справляться с последствиями своих ошибок и боятся их совершать.
00:22:56 Семейные отношения и ответственность
• Зависимые люди часто не могут выбрать между семьей и родителями, что приводит к конфликтам.
• Заводя свою семью, мужчина должен понимать, что родители отходят на второе место.
00:25:16 Эмоциональная незрелость и инфантилизм
• Зависимые люди характеризуются эмоциональной незрелостью и инфантилизмом.
• Это приводит к остановке во взрослении и неспособности принимать серьезные решения.
00:25:28 Социальные и психологические особенности зависимых людей
• Зависимые люди часто сохраняют детские черты, несмотря на возраст.
• Социальное взросление останавливается с началом употребления психоактивных веществ.
• В центре реабилитации люди старше 30 лет часто ведут себя как дети, не умеют справляться с бытовыми задачами.
00:27:17 Инфантилизм и неспособность противостоять желаниям
• Зависимые люди не могут противостоять сиюминутным желаниям.
• Они не могут терпеть боль и жизненные трудности, что делает их уязвимыми.
• Созависимые люди избегают проблем, решая их за зависимых.
00:30:43 Отсутствие опыта решения проблем
• Зависимые люди не имеют опыта решения проблем, так как за них всегда все делали другие.
• В детстве они не учились справляться с трудностями, что делает их беспомощными.
• В некоторых странах это приравнивается к жестокому обращению.
00:33:35 Низкая толерантность к фрустрации
• Зависимые люди испытывают трудности с переносимостью фрустрации.
• Даже незначительные неудобства вызывают у них гнев и агрессию.
• Это приводит к оправданиям употребления для снятия негативных эмоций.
00:36:31 Неумение выражать и осознавать чувства
• Зависимые люди не умеют выражать свои чувства и не осознают их.
• Это приводит к накоплению негативных эмоций, которые взрываются в моменты стресса.
• Употребление становится способом удовлетворения потребностей и изменения состояния.
00:39:35 Запрет на проявление чувств
• В обществе существует запрет на проявление чувств, особенно у мальчиков.
• Это приводит к алекситимии, когда человек не может различать свои чувства.
• В детстве дети выражают свои чувства через крик и поведение, что нормально.
00:40:48 Последствия запрета на чувства
• Постоянное запрещение на выражение чувств делает ребенка бесчувственным.
• Такой ребенок не знает, как справляться с эмоциями, что приводит к низкой самооценке.
• Низкая самооценка сопровождает зависимых людей с детства и остается с ними на всю жизнь.
00:42:41 Алкоголь как способ повышения самооценки
• Алкоголь временно повышает самооценку, что делает его привлекательным для зависимых.
• Люди с низкой самооценкой выбирают алкоголь как средство первой помощи.
• После употребления алкоголя возникает чувство стыда и вины, что усиливает низкую самооценку.
00:44:45 Влияние сравнения на самооценку
• Сравнение детей с другими формирует у них низкую самооценку.
• Важно сравнивать детей с их собственными достижениями, а не с другими.
• Постоянное сравнение с другими приводит к инфантилизму и низкой толерантности.
00:46:35 Работа с самооценкой в реабилитации
• Даже после реабилитации у зависимых людей остается низкая самооценка.
• Важно работать над самооценкой в постлечебной программе и в семье.
• Культивирование низкой самооценки приводит к дальнейшему употреблению.
00:48:12 Разделение болезни и человека
• Важно отделять человека от его болезни.
• Критика поступков зависимого человека допустима, но не личности.
• Для выздоровления нужен стержень и положительная мотивация, что невозможно без уважения к личности.
00:49:16 Идеи величия у зависимых людей
• Зависимые люди часто испытывают комплекс неполноценности и неуверенность.
• Под воздействием веществ они чувствуют себя "царями и богами", начинают хвастаться и совершать неадекватные поступки.
• Это поведение направлено на привлечение внимания и уважения, но часто приводит к финансовым проблемам в семье.
00:51:06 Влияние окружения на наркоманов
• Первое употребление наркотиков всегда происходит в компании.
• Наркоманы привлекают новых людей, описывая ложные позитивные качества наркотиков.
• Они стремятся вовлечь других в употребление, чтобы увеличить сбыт и самооценку.
00:52:57 Границы на употребляющих
• Выпускники программ должны избегать общения с употребляющими и со-употребляющими.
• Употребляющие могут попытаться вернуть в зависимость тех, кто старается быть трезвым.
• Важно устанавливать границы, чтобы избежать рецидивов.
00:53:48 Перфекционизм у зависимых
• Зависимые стремятся к идеальному выполнению задач, что приводит к отказу от действий.
• Перфекционизм мешает им совершать ошибки и учиться на них.
• Это ведет к низкой устойчивости к фрустрации и повторному употреблению.
00:56:40 Чувство вины у зависимых
• Чувство вины сопровождает зависимых с детства и усиливается после употребления.
• Родители и общество могут прививать чувство вины, упрекая детей за их особенности.
• Употребление усиливает чувство вины, что приводит к попыткам загладить вину через хорошие поступки.
00:58:55 Вина как мотивация к лечению
• Вина может быть использована для мотивации к лечению.
• Важно быстро действовать после согласия на лечение.
• Культивирование чувства вины в семье может привести к употреблению.
01:00:43 Психологические особенности зависимых
• Зависимые люди имеют множество психологических особенностей.
• Реабилитация требует длительного процесса перевоспитания.
• В реабилитационных центрах прививаются полезные навыки и ценности.
01:03:34 Гиперчувствительность и фрустрация
• Зависимые люди чувствительны к фрустрирующим факторам.
• Они не могут терпеть фрустрации и начинают раздражаться.
• Важно работать над навыками различения чувств.
01:06:04 Психологические изменения при употреблении
• Употребление усиливает психологические особенности.
• Важно работать не только с физической зависимостью, но и с психологическими изменениями.
• Необходимо наращивать позитивные качества.
01:08:18 Страхи и вранье у зависимых
• Зависимые испытывают страх перед жизнью и ответственностью.
• В трезвости они могут испытывать страх срыва и параноидальные явления.
• Вранье становится привычкой и частью личности, что затрудняет выздоровление.
01:12:32 Заключение
• Честность является важным постулатом в выздоровлении.
• Важно быть честным с собой и окружающими.
• Видео заканчивается благодарностью зрителям и пожеланиями хорошего вечера и недели.
00:00:06 Вступление
• Приветствие участников.
• Проверка связи и готовности к эфиру.
00:05:33 Тема эфира
• Приветствие и представление ведущей Елены Худышной.
• Тема эфира: психология зависимости.
00:06:26 Мотивы употребления
• Основные мотивы употребления наркотиков и алкоголя: любопытство, подражание, окружение, менталитет, желание выделиться.
• Эти мотивы могут перерасти в зависимость, но не у всех.
00:07:20 Девиантное поведение
• Девиантное поведение отличается от нормы.
• Стадии девиантного поведения: нарушение дисциплины, раннее курение, употребление алкоголя, хулиганство, употребление наркотиков, преступления.
00:09:30 Причины девиантного поведения
• Незрелость личности, инфантильность, непрочность увлечений.
• Слабость характера, социальный инфантилизм, незрелость чувств и привязанностей.
• Зависимые люди не самостоятельны и нуждаются в поддержке сверстников.
00:11:14 Влияние окружения
• Влияние окружения на формирование личности.
• Выбор между спортивной командой и дворовой компанией.
• Влияние лидера на ценности и поведение.
00:11:57 Формирование социально значимых установок
• В школах и семьях не формируются позитивные установки, такие как дружба, труд и ответственность.
• В прошлом эти ценности насаждались через пионерские и комсомольские организации.
• Сейчас таких структур нет, и формирование установок ложится на учителей, школы и семьи.
00:12:52 Роль семьи в воспитании
• Семья остается основной воспитательной силой, несмотря на влияние школы и улицы.
• У подростков с избытком свободного времени и отсутствием контроля за учебой и поведением, они могут примкнуть к негативным компаниям.
00:14:22 Проблемы с контролем и мотивацией
• Гиперопека и отсутствие контроля приводят к потере мотивации к учебе.
• Дети не приучены к труду и не получают необходимых навыков.
• Родители часто не могут или не хотят терпеливо обучать детей.
00:17:12 Процесс обучения и воспитания
• Обучение детей требует времени и терпения, особенно в условиях нехватки ресурсов.
• Процесс обучения включает три этапа: совместное выполнение, частичная помощь и самостоятельное выполнение.
00:18:09 Примитивный гедонизм и зависимость
• Дети, не наученные трудиться, ищут смысл жизни в удовольствиях.
• Формируется примитивный гедонизм, выражающийся в желании получать удовольствие через алкоголь, наркотики и курение.
00:20:04 Ответственность и трудности
• Зависимые люди избегают ответственности и трудностей, предпочитая отвлекаться на алкоголь или наркотики.
• Они не умеют справляться с последствиями своих ошибок и боятся их совершать.
00:22:56 Семейные отношения и ответственность
• Зависимые люди часто не могут выбрать между семьей и родителями, что приводит к конфликтам.
• Заводя свою семью, мужчина должен понимать, что родители отходят на второе место.
00:25:16 Эмоциональная незрелость и инфантилизм
• Зависимые люди характеризуются эмоциональной незрелостью и инфантилизмом.
• Это приводит к остановке во взрослении и неспособности принимать серьезные решения.
00:25:28 Социальные и психологические особенности зависимых людей
• Зависимые люди часто сохраняют детские черты, несмотря на возраст.
• Социальное взросление останавливается с началом употребления психоактивных веществ.
• В центре реабилитации люди старше 30 лет часто ведут себя как дети, не умеют справляться с бытовыми задачами.
00:27:17 Инфантилизм и неспособность противостоять желаниям
• Зависимые люди не могут противостоять сиюминутным желаниям.
• Они не могут терпеть боль и жизненные трудности, что делает их уязвимыми.
• Созависимые люди избегают проблем, решая их за зависимых.
00:30:43 Отсутствие опыта решения проблем
• Зависимые люди не имеют опыта решения проблем, так как за них всегда все делали другие.
• В детстве они не учились справляться с трудностями, что делает их беспомощными.
• В некоторых странах это приравнивается к жестокому обращению.
00:33:35 Низкая толерантность к фрустрации
• Зависимые люди испытывают трудности с переносимостью фрустрации.
• Даже незначительные неудобства вызывают у них гнев и агрессию.
• Это приводит к оправданиям употребления для снятия негативных эмоций.
00:36:31 Неумение выражать и осознавать чувства
• Зависимые люди не умеют выражать свои чувства и не осознают их.
• Это приводит к накоплению негативных эмоций, которые взрываются в моменты стресса.
• Употребление становится способом удовлетворения потребностей и изменения состояния.
00:39:35 Запрет на проявление чувств
• В обществе существует запрет на проявление чувств, особенно у мальчиков.
• Это приводит к алекситимии, когда человек не может различать свои чувства.
• В детстве дети выражают свои чувства через крик и поведение, что нормально.
00:40:48 Последствия запрета на чувства
• Постоянное запрещение на выражение чувств делает ребенка бесчувственным.
• Такой ребенок не знает, как справляться с эмоциями, что приводит к низкой самооценке.
• Низкая самооценка сопровождает зависимых людей с детства и остается с ними на всю жизнь.
00:42:41 Алкоголь как способ повышения самооценки
• Алкоголь временно повышает самооценку, что делает его привлекательным для зависимых.
• Люди с низкой самооценкой выбирают алкоголь как средство первой помощи.
• После употребления алкоголя возникает чувство стыда и вины, что усиливает низкую самооценку.
00:44:45 Влияние сравнения на самооценку
• Сравнение детей с другими формирует у них низкую самооценку.
• Важно сравнивать детей с их собственными достижениями, а не с другими.
• Постоянное сравнение с другими приводит к инфантилизму и низкой толерантности.
00:46:35 Работа с самооценкой в реабилитации
• Даже после реабилитации у зависимых людей остается низкая самооценка.
• Важно работать над самооценкой в постлечебной программе и в семье.
• Культивирование низкой самооценки приводит к дальнейшему употреблению.
00:48:12 Разделение болезни и человека
• Важно отделять человека от его болезни.
• Критика поступков зависимого человека допустима, но не личности.
• Для выздоровления нужен стержень и положительная мотивация, что невозможно без уважения к личности.
00:49:16 Идеи величия у зависимых людей
• Зависимые люди часто испытывают комплекс неполноценности и неуверенность.
• Под воздействием веществ они чувствуют себя "царями и богами", начинают хвастаться и совершать неадекватные поступки.
• Это поведение направлено на привлечение внимания и уважения, но часто приводит к финансовым проблемам в семье.
00:51:06 Влияние окружения на наркоманов
• Первое употребление наркотиков всегда происходит в компании.
• Наркоманы привлекают новых людей, описывая ложные позитивные качества наркотиков.
• Они стремятся вовлечь других в употребление, чтобы увеличить сбыт и самооценку.
00:52:57 Границы на употребляющих
• Выпускники программ должны избегать общения с употребляющими и со-употребляющими.
• Употребляющие могут попытаться вернуть в зависимость тех, кто старается быть трезвым.
• Важно устанавливать границы, чтобы избежать рецидивов.
00:53:48 Перфекционизм у зависимых
• Зависимые стремятся к идеальному выполнению задач, что приводит к отказу от действий.
• Перфекционизм мешает им совершать ошибки и учиться на них.
• Это ведет к низкой устойчивости к фрустрации и повторному употреблению.
00:56:40 Чувство вины у зависимых
• Чувство вины сопровождает зависимых с детства и усиливается после употребления.
• Родители и общество могут прививать чувство вины, упрекая детей за их особенности.
• Употребление усиливает чувство вины, что приводит к попыткам загладить вину через хорошие поступки.
00:58:55 Вина как мотивация к лечению
• Вина может быть использована для мотивации к лечению.
• Важно быстро действовать после согласия на лечение.
• Культивирование чувства вины в семье может привести к употреблению.
01:00:43 Психологические особенности зависимых
• Зависимые люди имеют множество психологических особенностей.
• Реабилитация требует длительного процесса перевоспитания.
• В реабилитационных центрах прививаются полезные навыки и ценности.
01:03:34 Гиперчувствительность и фрустрация
• Зависимые люди чувствительны к фрустрирующим факторам.
• Они не могут терпеть фрустрации и начинают раздражаться.
• Важно работать над навыками различения чувств.
01:06:04 Психологические изменения при употреблении
• Употребление усиливает психологические особенности.
• Важно работать не только с физической зависимостью, но и с психологическими изменениями.
• Необходимо наращивать позитивные качества.
01:08:18 Страхи и вранье у зависимых
• Зависимые испытывают страх перед жизнью и ответственностью.
• В трезвости они могут испытывать страх срыва и параноидальные явления.
• Вранье становится привычкой и частью личности, что затрудняет выздоровление.
01:12:32 Заключение
• Честность является важным постулатом в выздоровлении.
• Важно быть честным с собой и окружающими.
• Видео заканчивается благодарностью зрителям и пожеланиями хорошего вечера и недели.